Из истории авиабазы Кипелово:

Лучшим офицером Северного флота в 2009 году признан командир 73 ОПЛАЭ ДД Александр Фаттеевич Будкеев.

Вы не авторизованы.


 

Дубинский Владимир Иванович, командир 76 ОПЛАП и 392 ОДРАП

Имя Дубинского Владимира Ивановича знакомо многим морским авиаторам, но более всего каждому, кто служил в авиационном гарнизоне Федотово. Своим командиром полка его по праву считают и противолодочники, и разведчики.

Дубинский В.И.В 392 ОДРАП он служил и летал почти с основания полка, прийдя в него в 1966 году. Затем, при формировании в гарнизоне первого в ВМФ СССР противолодочного полка дальнего действия, ему было поручено возглавить этот полк в 1969 году. Владимир Иванович первым среди строевых летчиков освоил новый для авиации СССР самолет Ту-142. Под его руководством прошло формирование полкового ядра 76 ОПЛАП и освоение противолодочного комплекса Ту-142. В трудное для 392 ОДРАП время, после двух тяжелых катастроф в 1971 году, Дубинский В.И. назначается его командиром и начальником гарнизона. Стабилизировав обстановку, он вывел полк в передовые в авиации Военно-морского флота СССР. В 1972-1973 годы 392 ОДРАП освоил сложнейшие трансатлантические перелёты на Кубу и в Гвинею. С аэродромов этих дружественных нам государств экипажи вели воздушную разведку корабельных группировок НАТО уже в западной и центральной Атлантике. В 1973 году 392 ОДРАП был награждён Вымпелом Министра Обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть». Большая заслуга в этом его командира полковника Дубинского В.И.

За время его командования полками не был потерян ни один лётный экипаж. Оставив летную работу и перейдя служить в 1975 году на Кубу в качестве военного советника по авиации, он не потерял связь с гарнизоном, поскольку тесно работал с экипажами своих полков, выполнявшими полеты на боевую службу с острова Свободы. Уволившись с военной службы, уехав из гарнизона Федотово, которому отдал лучшие годы своей жизни, Владимир Иванович принимал и принимает участие и сегодня во всех его мероприятиях, приезжает, встречается с однополчанами. Он снискал уважение к себе редким сочетанием высоких качеств офицера, высококлассного летчика, командира и человека в одном лице.  

Дубинский Владимир Иванович родился 16 марта 1930 года в селе Корсунка Тальновского района Киевской (ныне Черкасской) области в крестьянской семье. На детские годы Владимира Ивановича выпала Великая Отечественная война, в ходе которой семье пришлось пережить и немецкую оккупацию (1941-1944 гг.), и потерю кормильца. Его отец Иван Прокопьевич Дубинский, будучи призванным 24 июня 1941 года в ряды РККА, ушёл на фронт, где пропал без вести. Его жена, Федора Дмитриевна, приложила максимум усилий к тому, чтобы "поставить на  ноги" двоих детей.

ДубинскийЗа время с 1944 по 1951 гг. Владимир Иванович успел окончить среднюю школу и фабрично-заводское училище в г. Ростов-на-Дону, поработать помощником крупчатника на мукомольном заводе и поступить в Криворожский горный институт. Но стать горным инженером не довелось. В 1951 году Тальновским районным военным комиссариатом он был призван в ряды Вооружённых Сил СССР и направлен в г. Николаев Украинской ССР для обучения в авиационном училище.  В период с 1951 по 1954 годы курсант Дубинский В.И. проходил обучение на самолётах Як-18, Ил-4, Ил-28 в Николаевском авиационном минно-торпедном военном училище имени С.А. Леваневского.

На фото: Дубинский В.И., курсант Николаевского авиационного минно-топедного военного училища им. С.А. Леваневского. 1950-е годы 

После окончания обучения, для прохождения дальнейшей службы, он был направлен на должность командира экипажа самолёта Ил-28 в 1534 гвардейский Киевский Краснознамённый Ордена Суворова II степени минно-торпедный авиационный полк (1534 ГвМТАП) МА ТОФ, базировавшийся на аэродроме "Тученцзы" (н.п. Саншилипу в провинции Ляонин, Ляодунский полуостров, Китайская Народная Республика). Исходя из складывающейся международной обстановки, решением начальника Генерального штаба Вооружённых Сил СССР в 1955 году авиационный полк передан в состав МА СФ и перебазирован на аэродром "Североморск-1". Здесь  прошло переформирование 1534 ГвМТАП в 924 гвардейский Краснознамённый Ордена Суворова II степени минно-торпедный авиационный полк (924 ГвМТАП), который был включён в состав 5 Краснознамённой Киркенесской минно-торпедной авиационной дивизии (5 МТАД) МА СФ.

В декабре 1955 года лейтенант Дубинский В.И. назначен на должность командира экипажа самолёта Ту-14 в 21-ю отдельную буксировочную авиационную эскадрилью (21 ОБАЭ) МА СФ, базировавшуюся на аэродроме "Килп-Явр". В кратчайший срок, освоив новую для себя авиационную технику, Владимир Иванович включился в напряжённую летную работу. Буксировка мишеней с целью практической подготовки корабельных зенитных расчётов ПВО и экипажей истребительной авиации давала возможность совершенствовать собственные навыки в выполнении тренировочных полётов в различных условиях Заполярья. Решением командования авиации ВМФ в конце 1956 года самолёты Ту-14 21-й ОБАЭ передаются Черноморскому флоту. Вместе с другими экипаж Дубинского В.И. участвует в перегонке авиатехники по маршруту: аэродром авиации Северного флота "Килп-Явр" - аэродром авиации Балтийского флота "Быхов" - аэродром авиации Черноморского флота "Саки".  

В конце 1957 года старший лейтенант Дубинский В.И. назначен командиром авиационного отряда 987 морского минно-торпедный авиационного полка (987 ММТАП) 5 Краснознамённой Киркенесской морской минно-торпедной авиационной дивизии МА СФ, базировавшегося на аэродроме "Североморск-3" (впоследствии преобразован в 987 морской ракетоносный авиационный полк). Там он проходит переучивание на самолёте Ту-16К-10. Осенью 1959 года Владимиру Ивановичу присваивается воинское звание капитан и уже в конце 1960 года он назначается на должность заместителя командира авиационной эскадрильи 987 ММТАП (позднее полк носил наименование 937 МРАП).

После успешной сдачи вступительных экзаменов с 1961 года он проходит обучение в качестве слушателя в Ленинградской военно-морской Орденов Ленина и адмирала Ушакова академии. В 1964 году Владимир Иванович с отличием оканчивает академию, ему присваивается воинское звание майор. Приказом МО СССР он назначается командиром авиационной эскадрильи в учебный полк 33 Центра боевого применения и переучивания лётного состава авиации ВМФ (аэродром Кульбакино (Водопой), г. Николаев). В этом полку до 1966 года Владимир Иванович занимается подготовкой лётных кадров морской авиации к боевым действиям на самолётах Ту-16 и Ту-16К-10.

ДубинскийВ 1966 году после трагической гибели в авиационной катастрофе руководящего состава 392 ОДРАП ВВС СФ, подполковник Дубинский В.И. переводится на Северный флот и назначается заместителем командира этого полка по лётной подготовке. Весной 1966 года Владимир Иванович прибыл  в гарнизон Кипелово и приступил к исполнению должностных обязанностей. В кратчайший срок, под руководством командира 392 ОДРАП полковника Гладкова И.Ф., он освоил самолет Ту-95РЦ, прошёл подготовку к боевым действиям, включая и наиболее сложный её вид - дозаправку топливом в воздухе. Полк "становился на крыло", активно велась подготовка экипажей к боевым действиям в соответствии с  основным предназначением самолета и полка, осваивались возможности бортового комплекса разведки и целеуказания.

На фото:  Дубинский В.И. в кабине Ту-95РЦ

В августе 1969 года приказом МО СССР Дубинский В.И. назначается командиром формируемого 76 ОПЛАП ВВС СФ. В феврале 1970 года приказом МО СССР Владимиру Ивановичу присвоено очередное воинское звание полковник. В процессе формирования части руководящий инженерно-технический состав и экипаж командира полка практическое переучивание на самолёт Ту-142 прошли на авиационном заводе в г. Куйбышев и успешно завершили его в апреле 1970 года. Здесь же, с заводского аэродрома, экипажем полковника Дубинского В.И. 15 апреля был выполнен первый самостоятельный вылет на новом для авиации ВМФ самолёте Ту-142. Начался сложный процесс обучения личного состава полка, эксплуатации новой авиационной техники, боевое слаживание экипажей и подразделений. Об интенсивности работы командира в новом для морской авиации полку можно судить по перечислению следующих фактов из истории 76 ОПЛАП:

  • 15 апреля 1970 года - первый полет на Ту-142 с аэродрома авиазавода г. Куйбышев (экипаж Дубинского В.И.);  
  • 5 июня 1970 года - первый полет на Ту-142 с АС Кипелово (экипаж Дубинского В.И.);
  • 26 июня 1970 года - первый полет на боевое применение бомбового и торпедного вооружения (экипаж Дубинского В.И.); 
  • 7 июля 1970 года - первый полет на противолодочное задание (экипаж Шаманского В.А. с инструктором Дубинским В.И.);
  • 11 декабря 1970 года - первый полет на радиус действия самолета Ту-142 (экипаж Дубинского В.И.);
  • 27 июля 1971 года - первый полет на боевую службу в район северо-восточной Атлантики (экипажи Дубинского В.И. и Шаманского В.А.);
  • 24 августа 1971 года - первый полет на торпедометание ходовыми торпедами по подводной лодке обозначение (группа из шести экипажей).

В феврале 1971 года на торжественном построении полка Владимир Иванович принял из рук командующего Северным флотом адмирала флота Лобова С.М. Боевое Знамя 76 ОПЛАП ДД.

ДубинскийНа фото:  Дубинский В.И. принимает Боевое Знамя 76 ОПЛАП от командующего Северным флотом Лобова С.М. (крайний справа - командующий ВВС СФ Герой Советского Союза генерал-лейтенант Кузнецов Г.А.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для 392 ОДРАП 1971 год в целом сложился неудачно: 15 января в авиационной катастрофе погиб экипаж командира 1-ой авиационной эскадрильи подполковника Растяпина А.Г. В течение года произошло еще несколько серьёзных предпосылок к лётным происшествиям, а 3 сентября при заходе на посадку трагически погиб экипаж командира полка полковника Гладкова И.Ф. Гибель сослуживцев тяжёлым грузом легла на плечи личного состава (в двух катастрофах полк потерял 24 человека). В части и гарнизоне сложилась тяжёлая морально-психологическая обстановка. В конце 1971 года полковник Дубинский В.И. был переведён из 76 ОПЛАП ДД в 392 ОДРАП ВВС СФ и назначен его командиром. Был учтен опыт его службы в этом полку и авторитет, которым он пользовался среди личного состава. На то, чтобы нормализовать обстановку в полку и приступить к плановой боевой учёбе экипажей потребовалось достаточно много времени. Тем не менее, Владимиру Ивановичу удалось взять ситуацию под контроль. За успешное освоение новой авиационной техники, многолетнюю безаварийную работу, а также успешную подготовку лётного состава авиации Вооружённых Сил Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1972 года полковнику Дубинскому В.И. присвоено почётное звание «Заслуженный военный лётчик СССР».

Осенью 1972 года Владимир Иванович лично возглавил тактическую группу полка из пары самолетов Ту-95РЦ, которая выполнив перелёт на аэродром имени Хосе Марти (Республика Куба), в течение времени, заданного командованием ВМФ, вскрывала надводную обстановку в Северо-Западной Атлантике и непосредственно у восточных берегов США. Это были первые целенаправленные разведывательные полеты Ту-95РЦ в Западной Атлантике.  С этого времени трансатлантические перелёты и ведение полком воздушной разведки в Атлантическом океане становится систематическим. В 1973 году экипажи полка осваивают выполнение полётов в Африку (Гвинея, аэродром Конакри). Впервые в истории командование ВМФ СССР имеет оперативную, достоверную и регулярно обновляемую информацию о судоходстве, а также о перемещениях кораблей и корабельных группировок НАТО в масштабах Атлантического океана. Причём, взлетев одновременно с аэродромов Кубы и Африки, полк ограниченным количеством экипажей мог в течение суток вскрыть надводную обстановку, практически, во всей Атлантике и обеспечить ею ГШ ВМФ, чего до сих пор не способен был выполнить никто. Надо сказать, что эти полёты были связаны с определённым риском: 15-18 часов напряжённой работы, большая часть которой проходила над открытым океаном при отсутствии как естественных, так и радиолокационных ориентиров, без реальных запасных аэродромов и надёжного аварийно-спасательного обеспечения. Следовало также учитывать возможности сил ПВО государств, вблизи которых выполнялись полёты. ДубинскийДействия их истребительной авиации не всегда отличались чрезмерной доброжелательностью. Кроме того, пребывание в Гаване или Конакри не напоминало курортный отдых: время строго делилось на циклы, включавшие в себя подготовку к вылетам, непосредственно вылеты, послеполётный отдых, которые проходили в непривычной для личного состава природной и климатической среде.

За мужество и воинскую доблесть, проявленные личным составом на учениях и в ходе выполнения задач командования, в 1973 году 392 ОДРАП одним из первых среди воинских частей Военно-Морского Флота СССР был награждён Вымпелом Министра Обороны СССР (см. фото).

 

В 1975 году приказом ГК ВМФ полковник Дубинский В.И. был назначен представителем ВВС ВМФ в Республике Куба, где до 1978 года, используя личный опыт, обеспечивал практическое выполнение задач экипажами 392 ОДРАП и 76 ОПЛАП ВВС СФ по вскрытию надводной и подводной обстановки. В период с 1978 по 1986 гг. Владимир Иванович проходил службу в должности заместителя начальника Центрального Командного Пункта ВВС ВМФ по боевому управлению. 

В 1986 году Дубинский Владимир Иванович уволен в запас. Проживал в Москве. Был женат с февраля 1956 года. Совместно с супругой воспитал сына и дочь, троих внуков и внучку. За время службы освоил 6 типов самолётов (Як-18, Ил-28, Ту-14, Ту-16, Ту-95РЦ, Ту-142). Военный лётчик 1-го класса. Удостоен почётного звания «Заслуженный военный лётчик СССР».

16 ноября 2013 года Дубинский В.И. похоронен с воинскими почестями  в Подольске.

Полковник Дубинский В.И. награждён медалями и орденами:

  • орденом "Красная Звезда" (указ Президиума Верховного Совета СССР от 14.05.1970 г.) - за достигнутые успехи в боевой и политической подготовке, поддержание высокой боеготовности войск и освоение новой сложной боевой техники;
  • орденом "За службу Родине в ВС СССР" III-й степени (указ Президиума Верховного Совета СССР от 4.03.1975 г.) - за достигнутые успехи в боевой и политической подготовке и освоение новой специальной боевой техники. 

Дело отца продолжил его сын, Дубинский Владимир Владимирович. После окончания Федотовской средней школы в 1975 году, он поступил учиться в Оренбургское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков им. И.С. Полбина, которое окончил в 1979 году. После училища был направлен служить на Краснознаменный Северный флот в гарнизон Оленегорск-8 Мурманской области, где на самолетах Ту-16К-10-26 проходил службу от помощника командира экипажа до заместителя командира эскадрильи. С сентября 1987 г. по июнь 1990 г. Дубинский В.В. – слушатель Военно-морской Орденов Ленина и Адмирала Ушакова академии им. Маршала Советского Союза А.А. Гречко (г. Ленинград). По окончании академии он назначается командиром авиационной эскадрильи 987-го морского ракетоносного авиационного полка (987 МРАП) 5-й МРАД ВВС СФ (Североморск-3 Мурманской области). В сентябре 1990 г. Дубинский Владимир Владимирович назначается командиром авиационной эскадрильи 574-го Краснознамённого Ордена Ленина морского ракетоносного авиационного полка (574 МРАП) 5-й МРАД ВВС СФ и в июле 1991 осваивает самолет Ту-22М3 (гарнизон Катунино, Архангельской области). Затем он проходил должности от заместителя командира и начальника штаба морского ракетоносного полка до заместителя начальника отдела боевой подготовки – старшего инспектора-лётчика отдела боевой подготовки ВВС СФ. Воинское звание – полковник. Квалификация: лётчик 1-го класса (с июля 1985 г.). Летал на: Л-29, Ил-28, Ту-16К-10-26, Ту-22М3.  Награждён: Орденом «За военные заслуги» и медалями.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить