Из истории авиабазы Кипелово:

В октябре 1967 года сформирован 24 ОПЛАП с базированием на АС Кипелово. 22.03.1968 года командир полка подполковник Потапов В.Н. совершил первый самостоятельный вылет на самолете Ил-38.

Вы не авторизованы.


 

Афанасьев Геннадий Николаевич, первый командир 1 АЭ 392 ОДРАП

При формировании в 1963 году 392 отдельного дальнеразведывательного авиационного полка очень тщательно подбирались кадры специалистов летного и технического состава, командный состав. Ведь предстояло освоить новую и сложную авиационную технику, научиться решать новые по тем временам задачи. В полк с разных флотов приходили молодые, но уже достаточно опытные летчики, штурманы, инженеры и техники, другие специалисты. Многим из них довелось осваивать свою специальность еще в суровые годы Великой Отечественной войны. Основы и традиции, заложенные этим первым поколением одраповцев, стали прочным фундаментом, на котором в дальнейшем строилась жизнь и работа 392 полка.

Афанасьев Геннадий НиколаевичОдним из первых во вновь формируемый полк пришел с Тихоокеанского флота подполковник Афанасьев Геннадий Николаевич. Ему предстояло формировать первую авиационную эскадрилью полка и руководить ею в течение почти двух с половиной лет. Прибыв в сентябре 1963 года в Североморск, он приступил к службе.

Пришлось решать множественные организационные вопросы, главными из которых были формирование летных и технических экипажей, поддержание летных навыков, изучение и освоение нового самолета Ту-95РЦ, перебазирование в Кипелово, обустройство и сплочение воинского коллектива. Одним из первых в полку Афанасьев Г.Н. освоил самолет Ту-95РЦ, участвовал в перегонке первых боевых самолетов с Куйбышевского авиационного завода в полк, обучал молодых летчиков. В это трудное время он в полной мере сумел проявить свои незаурядные качества и способности летчика, командира и офицера.

23.01.1966 года при заходе на посадку на аэродроме Лахта из-за потери продольной управляемости в результате обледенения стабилизатора произошла катастрофа самолета Ан-8 пилотируемого капитаном Валерием Кропаневым. Самолет перевозил руководящий состав частей гарнизона Кипелово на оперативно-мобилизационный сбор ВВС СФ. Экипаж и 17 пассажиров самолета погибли. В их числе был и Афанасьев Геннадий Николаевич.

В некрологе, написанном тушью на большом листе ватмана, вывешенном в подразделении, говорилось: «…Вся служба Геннадия Николаевича – это пример служения Родине. Пройдя путь от матроса до подполковника, командира АЭ, Геннадий Николаевич Афанасьев летал на 7 типах боевых самолетов, налетал 2200 часов, летчик 1-го класса, один из лучших летчиков КТОФ, затем КСФ. Отличным методистом, чудесным воспитателем, отдавшим много энергии воспитанию и становлению боевой эскадрильи – таким мы знали Геннадия Николаевича. Советское правительство высоко оценило смелость, высокое летное мастерство и безупречную службу п/п-ка Афанасьева Г.Н., он был награжден орденами Боевого Красного Знамени, Красной Звезды и 7 медалями. Подполковник Афанасьев Г.Н. многократно награждался ценными подарками и имел большое количество поощрений. Светлый образ скромного, чуткого, требовательного командира, чудесного человека – навсегда останется в нашей памяти, в наших сердцах. » 

Афанасьев Геннадий Николаевич родился 23 сентября 1927 года в городе Днепропетровске.

Его отец, Николай Алексеевич, родом из села Троекурово Рязанской губернии, уехав в Петроград, стал рабочим Путиловского завода. Большевик ленинского призыва. Служил в ЧОН (частях особого назначения). Затем был направлен на работу в Днепропетровск заместителем начальника цеха на металлургический завод. В конце 30-х годов семья из Днепропетровска переехала в Москву, отец был направлен на учебу в Промышленную академию. Там он познакомился со знаменитым Алексеем Стахановым, учившимся в то же время.

Война застала семью на отдыхе в г. Миргород. Отец был призван в армию, а мать, Лидия Васильевна, с двумя детьми была эвакуирована в Казахстан, в город Петропавловск. Отец проходил службу в морской пехоте на Дальнем Востоке, а в 1943 году направлен на один из Западных фронтов, в танковые войска. Был серьезно ранен, имел боевые награды.

Афанасьев Г.Н., курсант школы пилотов ВВС ВМФГеннадий, старший сын в семье в свои неполные 16 лет, оставив школу, осенью 1943 года, поступает в военно-морскую подготовительную школу летчиков при ВМАТУ им. Молотова в городе Молотов (ныне Пермь). На выбор профессии повлияло то обстоятельство, что его тетя, Головинская Нина Васильевна, была замужем за военным летчиком и сама была летчицей, летала на Ли-2 военно-транспортной авиации. Какое-то время ее полк базировался в Петропавловске.

По окончании ВМПШЛ при ВМАТУ им. Молотова в июле 1944 года Геннадий направляется в 3 школу летчиков авиации ВМФ, которая в то время базировалась в с. Борское, Куйбышевской области.

 

На фото: Афанасьев Г.Н., курсант 3-ей школы летчиков авиации ВМФ.  

 

Осенью 1945 года, он переведен в организованное в 1944 году на базе 3-го запасного авиационного полка 4-е ВМАУ. Училище было создано для подготовки экипажей минно-торпедной авиации. В 1947 году училище, как выполнившее свою задачу, было расформировано, и курсант Афанасьев Г.Н. в июле того же года был переведен для дальнейшего летного обучения в военно-морское минно-торпедное авиационное училище в городе Николаеве.

По окончании училища, в ноябре 1949 года Афанасьев Г.Н. распределяется на Тихоокеанский флот, и с января 1950 года служит в 50-м гвардейском отдельном разведывательном авиационном полку, базирующемся на аэродроме Новороссия (Шкотовский район Приморского края). Эскадрилья, в которой он служит, летает на самолетах А-20К «Бостон» и Ил-4. Весной 1952 года в полк поступают реактивные самолеты Ил-28Р (разведывательный вариант фронтового бомбардировщика Ил-28). Афанасьев Г.Н. переучивается в числе первых летчиков полка на новую, реактивную технику. Осенью 1953 года он назначается старшим летчиком, успешно летает.

В 1954 году ему присваивается звание «Военный летчик второго класса», и уже через год он становится командиром звена. Осенью 1956 года Геннадию Николаевичу присваивается звание «Военный летчик первого класса».

Афанасьев Г.Н. в кабине Ил-28Р

На фото: Афанасьев Г.Н. в кабине Ил-28Р во время дежурства на аэродроме Новороссия, ВВС ТОФ, 1 мая 1957 года.  

С июня 1957 года в связи с переучиванием на самолеты Ту-16Р местом дислокации полка был определен аэродром Пристань (Романовка, Шкотовский район Приморского края). Переучившись на самолет Ту-16Р, Афанасьев Г.Н. становится командиром корабля дальнеразведывательной эскадрильи 50 ГОРАП. К концу апреля 1958 года все подразделения полка передислоцировались с аэродрома Новороссия на аэродром Пристань.

В мае 1958 года Афанасьева Г.Н. назначают командиром отряда, а через два года он становится заместителем командира эскадрильи. В конце 1960 года 50 ГОРАП переименовывается в 50 гвардейский отдельный дальнеразведывательный авиационный полк (50 ГОДРАП), осенью 1961 года Геннадий Николаевич назначается командиром эскадрильи 50 ГОДРАП. Полк начал осваивать несение боевой службы на самолетах Ту-16Р и уже в 1961 году впервые в истории ВВС ТОФ экипаж 50 ГОДРАП на самолете Ту-16Р выполнил воздушную разведку американского авианосца «Йорктаун» (USS Yorktown CVS-10) в Японском море.

В январе 1963 года Афанасьев Г.Н. направляется на курсы слушателей 33 учебного центра Авиации ВМФ в городе Николаев по профилю командиров эскадрилий. По окончании курсов он назначается командиром эскадрильи 392 отдельного дальнеразведывательного авиационного полка Авиации Северного Флота и в сентябре 1963 года прибывает на место первоначального базирования 392 ОДРАП в г. Североморск. Первое время, до поступления самолетов Ту-95РЦ, полеты выполняются на самолетах Ту-16Р, идет организационная работа, обустройство личного состава. Освоив в короткий срок самолет Ту-95РЦ, Афанасьев Г.Н. со своим экипажем участвует в перегонке новых самолетов с авиазавода, организует обучение экипажей. Летом 1965 года полк перебазируется на аэродром Кипелово, работа по освоению новых самолетов Ту-95РЦ и обучению летного и технического состава активно продолжается. В декабре 1965 года экипажи полка  впервые выполнили полет на боевую службу в Северо-Восточную Атлантику с выявлением АВМ ВМС США «Америка» (USS America CV-66). Полк начал выходить на океанские просторы. В этом была и заслуга командира первой авиационной эскадрильи Г.Н. Афанасьева. 

Трагически, авиационной катастрофой 23.01.1966 года, на 39-м году жизни, оборвалась яркая биография подполковника Афанасьева Геннадия Николаевича, первого командира эскадрильи 392 ОДРАП. За короткий срок службы в этом полку он снискал уважение сослуживцев за свой высокий профессионализм, мастерство летчика, чуткое и внимательное отношение к подчиненным и товарищам по службе.

Похоронен Г.Н. Афанасьев на мемориальном кладбище в поселке Федотово. 

Младший брат Г.Н. Афанасьева, Евгений Николаевич окончил Киевский Аэроклуб ДОСААФ,  затем – Киевский медицинский институт. С 1960 года – аспирант, затем – ассистент, затем – доцент кафедры педиатрии Киевского медицинского института (Национальный медицинский университет). В настоящее время – единственный преподаватель Национального медицинского университета, проработавший там непрерывно более 50 лет. Продолжает преподавательскую деятельность, проживает с семьей в г. Киеве.

Фотографии из архива Евгения Николаевича Афанасьева:

   
 На фото: Афанасьев Геннадий Николаевич, сентябрь 1951 года На фото: Афанасьев Геннадий Николаевич (слева). 
Новороссия, май 1956 года
   
 На фото: Афанасьев Николай Алексеевич  На фото: Афанасьев Евгений Николаевич у самолета Як-18, Киевский аэроклуб ДОСААФ, 1950-е годы



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить