Из истории авиабазы Кипелово:

1 сентября 1963 года началось формирование 392 ОДРАП.
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Интервью с Цветковым Александром Васильевичем

Интервью с Цветковым Александром Васильевичем 02 Апр 2015 14:34 #2399

  • edge
  • edge аватар
  • Вне сайта
  • Администратор
  • Сообщений: 272
  • Репутация: 11
Интервью с Цветковым Александром Васильевичем.

Цветков Александр Васильевич
Подполковник, командир 2 аэ 135 ПЛАП.

Родился 6 декабря 1945 года.
Закончил Оренбургское ВВАКУЛ им И.С. Полбина в 1968 году.

Служба в морской авиации:
1968 - 1974 9 ГМРАП (Североморск-1, Остров-2, Ту-16), помощник командира корабля;
1975-1976 12 ОМРАП (Остров-2, Ту-16), командир корабля;
1976-1983 76 ОПЛАП (Кипелово, Ту-142), командир корабля, командир отряда, заместитель командира 2 аэ по политической части;
1983-1991 135 ПЛАП (Кипелово, Ту-142М), командир 2 аэ.

За всю службу летал на самолетах Л-29, Ил-28, Ту-16ПЛА, Ту-16КСР, Ту-142 всех модификаций до "Заречья". Общий налет 3000 часов.
Сейчас проживает в Нижнем Новгороде.



135.jpg



- Александр Васильевич, что привело в авиацию? Почему Вы поступили в Оренбургское летное училище?

- Авиация для меня открылась, когда в пятилетнем возрасте посадили в разведчик погоды По-2 при посещении дежурного звена с моим отцом. Это был аэродром в Клину под Москвой. Когда летчик запустил мотор, я своим "ревом" перекрыл его звук и был доставлен на твердь земли руками отца. Я рос, менялись авиагарнизоны. Я с завистью смотрел на небо вслед проносящимся над головой МиГ-15, 17, 19, 21 и укреплялся в желании, что я буду военным летчиком. А когда Юра Гагарин открыл человечеству дорогу в Космос, будучи летчиком-истребителем, я на призывной комиссии в Военкомате, не раздумывая, принял предложение поступать в Оренбургское ВВАУл, которое окончил первый в мире космонавт. В это время я посещал подготовительные курсы на радиофак в Горьковском Госуниверситете, но тяга к небу победила.

- Ваша служба в морской авиации началась на самолете Ту-16. Каковы особенности его пилотирования?

- Ту-16 - многоцелевой самолет с уникальной безбустерной системой управления по всем каналам, которую для такого класса самолетов никто придумать не смог. Сервокомпенсация, троссовая проводка по крену и прочее, у ленивых техников превращали самолет в летающий фитнесс, если недостаточно отрегулировали канал крена. Но это сойдет для заправщика или постановщика помех. Ракетоносец, да с несимметрично подвешенной ракетой (под одним крылом) и с крыльевой дозаправкой в воздухе - как в песне Анисимова "Комбез весь в поту, можно просто отжать. Ну, кто там сказал, что не сложно летать?"

В период моей службы в гарнизоне Остров-2 (1971-75 гг.) два раза в год, зимой и летом, были командировки в Обрику и Мустлу (бывшая Эстонскую ССР), где совершали полеты на Ту-16 с грунтовых аэродромов. Командир авиаполка, чтобы как-то сберечь полосу для дальнейщей работы, пообещал поцеловать летчика в зад, если он посадит в торец полосы или немного до полосы (20 м). Но меня не поцеловал…

Самолет Ту-16 был строг на взлете и посадке. Его пилотировал летчик телом, а Ту-142 еще и словом (подача команд бортинженеру на установку УПРТ). Первый Беркут (Ту-142) с двенадцати колесной тележкой - это летающая пещера с крыльями, как Ту-95РЦ. Переход на М и МК прошел без особых затруднений, только авиагоризонт и ПНП требовали адаптации из-за необычности показаний крена и угла сноса.

- А какие особенности пилотирования Ту-142?

- Особенности кардинальные. УПРТ и прочие «винты на упор» для нас, реактивщиков, были допотопщиной. Неказистый на земле, с морем винтов самолет вызывал протест в душе. А как подумаешь, сколько он висит в воздухе - тоска. Мы все хотели на БекФайеры (Ту-22М), а получили «священную корову» истинных бомберов. Но в процессе работы спесь молодости отошла и вошли во вкус противолодочников-охотников. Самолет прекрасный в пилотировании, особенно на посадке - торможение винтами.

На посадке можно сажать одним электротриммером глубины - МЭТ. Части самолета и даже приемники давления при полетах замерзают иногда. При полете на боевую службу с инспектором Карпусь у нас на Фареро-Исландском рубеже отказали все анроидно- мембранные приборы и мы остались без показаний высоты, скорости, вариометра на какое-то время ночью в сплошной облачности. Очень неприятно! На Орлах (Ту-142МР) я не летал.

- Расскажите о памятных эпизодах службы в 12 ОМРАП.

- В ноябре 1975 года был вылет на боевое задание с задачей практического пуска по БПК "Сторожевой" (командир Саблин). Слава богу, пришел отбой, когда уже пошла подготовка ракеты. Знаю, что по Саблину работали штурмовики. Задача была прямая - на пресечение ухода за границу. О том, что он в Ленинград идет, мы не знали.

Справка: 8 ноября 1975 года заместитель командира по политической части БПК «Сторожевой» капитан III ранга Саблин В.М. поднял восстание на корабле. Он предложил «совершить незапланированный самовольный переход в Кронштадт, а затем в Ленинград, где «Сторожевой» станет на якорь вблизи «Авроры», а Саблин объявит корабль свободной и независимой от давления партии и правительства территорией и от имени экипажа потребует от властей возможности выступить по центральному телевидению перед народом и рассказать, что надо делать, чтобы выйти из политического и экономического тупика, в который попала страна, руководимая некомпетентной кремлевской группой, с помощью бесправных выборов пробравшейся на вершину». После удара по кораблю бомбардировочной авиации несколько десятков матросов освободили капитана корабля, он поднялся на мостик, прострелил ногу Саблину и восстановил командование кораблём. Саблин был осужден за измену Родине. Смертный приговор приведен в исполнение в 1976 году.


- В 1987-1988 годах в Скулте проходило переучивание индийских экипажей на Ту-142. Вы были командиром одного из двух обучающих экипажей с нашей стороны.

- Я обучал командира эскадрильи Пандея и командира корабля Дхазбир-Сингха. Контролировал командиров Гилла и Матура, допуская их к самостоятельным полетам. Пандей и Гилл переучивались с Ил-38, а другие с истребителей, а Матур вообще с поршневого. Такой был материал. Рижский аэропорт и климат ни по каким параметрам не подходили для обучения на наш тип. Какая там методика, каждый летный день сложняк погоды, из которого мы не выходили весь первый этап - полеты в районе аэродрома.

Полеты с максимальной взлетной массой выполняли с новой полосы для «Бурана» в аэропорту Симферополя. В первых самостоятельных полетах приходилось стоять у кресла правого летчика, страховать или прямо вмешиваться в управление, чтобы исключить «подрыв» на закритический угол атаки при создании взлетного угла. В одном из таких вылетов, при возвращении с севера, Ригу закрыло и не осталось ни одного запасного аэродрома кроме аэропорта Пулково, где мы парой успешно сели. Картина маслом, когда в гражданском аэропорту из необычных самолетов вышли черные, бородатые авиаторы в тюрбанах среди снежных валунов.

На заключительном этапе в один из немногих окошек в плане полетов Карпусем была организована совместная встреча на берегу реки Зилупе, которая прошла на высоком спортивном (футбол со счетом 7:1 в нашу), идейном и политическом уровне. Возник стихийный фольклорный концерт с исполнением индийских песен из кинофильмов «Господин 420» и «Бродяга», которые я помнил с детства. Все дружно подпевали и подыгрывали на кастрюлях, мисках, и даже на флейте под гитару. Все были довольны, как индийские слоны!


1987.jpg



- Вы награждены орденом Красной Звезды. Можете поделиться подробностями награждения?

- Представлялся к ордену Красного Знамени. Награжден Звездочкой (орден Красной Звезды). В том числе и за спасение экипажа и дорогостоящей авиационной техники. 11 августа 1986 года после возвращения с маршрута с боекомплектом из-за его несброса по метеоусловиям на Лумбовке, при снижении на круг и выпуске шасси произошло разрушение мотогондолы и невыход левой стойки. Создалась угроза обрыва мотогондолы, повисшей на стрингерном наборе, и ее последующего удара по стабилизатору. После попыток выпуска всеми способами, в том числе перегрузкой, стойка осталась на замке. Дело шло к ночи.

Боекомплект сбросил и отстрелил на Кущубе, танковом полигоне и стал готовиться к аварийной посадке. В одной из очередных попыток команды «Выключатель на уборку» по самолету как кувалдой грохнуло - при постановке на выпуск стойка проломила своим весом створки и пошла на выпуск, но радость была короткой. Дальше она не пошла, а болталась в воздушном потоке, как перебитая лапа у птицы. Дальше заход на посадку, посадка на правую стойку, сход с полосы. Винты с места бортинженера не зафлюгировались. Сам зафлюгировал их аварийным пневмофлюгером.
На пробеге, при аварийном торможении, когда создалась угроза столкновения с аэродромными строениями, почувствовал, что самолет слушается левого рычага аварийного тормоза. Выровнял направление параллельно полосе, перепрыгнул через бетонную дорожку и как ворона плюхнулся без скорости наземь. Пропахали еще несколько десятков метров и остановились, плавно покачивая крыльями точно у посадочного «Т», но на противоположном конце.

- Были ли на Вашем опыте другие серьёзные предпосылки?

- Был отказ третьего двигателя на взлете при полете на противолодочное задание на самолете Ту-142 "Лапотный" (модификация самолета с трехосевыми основными шасси) после переучивания в Николаеве. Если бы не решение руководителя полетов подполковника Дейнека на аварийный слив немедленно, то я бы не давал это интервью. После посадки причина была оперативно обнаружена - с топливных коллекторов двигателей слили несколько ведер воды...

- В середине 1980-х годов 135 ПЛАП начал выполнять боевую службу с аэродромов Кубы. Расскажите про первый полет на Кубу.

- Полет в сумерках над бескрайним океаном. Сначала за углом нас сопровождали, а потом в тишине и одиночестве, только переговоры о месте в паре. Вход в узкий коридор между островами, купоросный цвет поверхности воды и впереди по всему горизонту засветки от невиданного грозового фронта при подлете к Кубе. Поиск хоть какой-то дырки в нем, чтобы проскочить безопасно, или обойти при минимальном остатке.

Позднее, на парковом дне майор Гринько обнаружил на моем аэроплане повреждение лопаток компрессора двигателя от попадания камня на пробеге. Двигатель своими силами сняли, дождались через 24 дня баржи из Ленинграда с нужной модификацией движка, сами его установили, мой экипаж облетал самолет над провинцией Пинар-Дель-Рио. Слетали на боевую службу вдоль восточного побережья США, навели шороху их ПВО и вернулись на Остров.

- Есть ли особенности пилотирования Ту-142 в тропических широтах?

- В тропических широтах из-за мощных струйных течений при полете «по потолкам» трясет как при езде по булыжной мостовой. Ну и, конечно, тропические грозы. Их обход порою лотерея или игра с дьяволом.

- Самолет Ту-142 выполнял спасательные операции на океанских просторах. Вы участвовали в спасательных операциях Северного флота?

- Моя пара Цветков-Зубков вылетала на спецзадание к северному полюсу на взаимодействие с РПКСН «Тайфун», всплывшей в полынье после аномального пуска. Из-за теней ледяных торосов визуально найти ее было трудно, но ведомый ее все же увидел. Этот «батон» стоял в полынье, а кромка был покрыта сажей. Все обошлось.

7 апреля 1989 года готовились к вылету из дежурства в спасательном варианте (начали переоборудование борта) на оказание помощи терпящей бедствие АПЛ «Комсомолец». В итоге задачу поручили Ил-38, т.к. у них минимум ниже.

.jpg
Последнее редактирование: 02 Апр 2015 14:39 от edge.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Интервью с Цветковым Александром Васильевичем 10 Апр 2015 16:10 #2417

  • edge
  • edge аватар
  • Вне сайта
  • Администратор
  • Сообщений: 272
  • Репутация: 11
Фото из архива Корнева Е.М.

Цветков. 1987 год.
87_2_45.jpg


Плахотный, Цветков. 1988 год.
88_4_47.jpg
Последнее редактирование: 10 Апр 2015 16:16 от edge.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Интервью с Цветковым Александром Васильевичем 15 Апр 2015 11:14 #2430

  • edge
  • edge аватар
  • Вне сайта
  • Администратор
  • Сообщений: 272
  • Репутация: 11
1989 год. Слева направо: Никоарэ, Алмазов, Зубков, Чебаненко,Гоенок, Цветков, Думанов, Кулаков, Калашник, Журавлев, Печенкин.
1989.jpg
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Интервью с Цветковым Александром Васильевичем 29 Апр 2015 18:42 #2476

  • Виктор Альт
  • Виктор Альт аватар
  • Вне сайта
  • Новый участник
  • Сообщений: 1
  • Репутация: 0
Для полной объективности должен отметить между Калашником и Журавлёвым ст.л-та Сашу Козятинского и "моих орлов" из ТЭЧ, неизменно представлявших Знамённый взвод на всех парадных построениях.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Интервью с Цветковым Александром Васильевичем 28 Окт 2016 15:52 #2873

  • edge
  • edge аватар
  • Вне сайта
  • Администратор
  • Сообщений: 272
  • Репутация: 11
Помогите, пожалуйста, подписать фотографии

1. С кем беседует Цветков?

2. Узнаю только Цветкова и Серебрянникова

3. Экипаж Цветкова?

4. Знаю только Корнева и Цветкова

5. Знаю только Цветкова

6. ?, Никоарэ, Алмазов, Зубков, Чебаненко,Гоенок, Цветков, Думанов, Серебрянников, Кулаков, Калашник, Журавлев, Печенкин.
Последнее редактирование: 28 Окт 2016 16:06 от edge.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Интервью с Цветковым Александром Васильевичем 28 Окт 2016 16:08 #2874

  • edge
  • edge аватар
  • Вне сайта
  • Администратор
  • Сообщений: 272
  • Репутация: 11
Кабина Ту-16?
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Время создания страницы: 0.239 секунд